Виды эмоций и примеры их исследования - Курс «Общая психология» прочитан в сентябре августе 1997 года в Самаре сипкро....

Виды эмоций и примеры их исследования

Эмоции - это поверхностные проявления личности. Распределим их в группы: А - природные, Б - социальные, В - личностные.

Алексей Николаевич Леонтьев.

Природные эмоции - аффекты. Это кратковременная, ярко выраженная непроизвольная и неконтролируемая защитная реакция организма в жизненно важной ситуации. Прежде всего, имеем в виду ситуацию жизненной опасности. Аффект оставляет обобщенный след, имеющий тенденцию к накоплению. Даже аффект выполняет функцию защиты. Организм может разрушаться. Это ситуативная защита. Для того, чтобы испытать аффект, надо быть в ситуации. Это немедленная или экспресс-реакция. И кроме того аффект, как кратковременная реакция - едина. Она не может быть прекращена.

Ярко выраженная - все те выражения, поведенческие, химические, биологические и т.д., выражена наиболее ярко.

Непроизвольная - реакция природная. Неконтролируемая - патологический аффект. Если человек в аффекте, это значит, что это не состояние его Я, а состояние, которое происходит с ним. Он пытается его избежать, а не может. Это смягчающее обстоятельство на суде. Если собирать данные, но интерпретировать, каждый найдет подтверждение своей точке зрения.

Мы будем рассуждать так - в случае индивида, чем строже правила, тем меньше преступлений. В Таборе, например.

А когда человек рождается второй раз, чем строже правила, тем преступлений больше.

Условная реакция вырабатывается. Время проходит, она угасает, затем опять появляется. Произошла реакция аффекта. Он угас, и опять о нем что-то напомнит, он должен отреагировать. Это и есть повторение аффективного следа. Он будет повторяться несколько раз, угасая. Если это бессознательный аффективный комплекс, с ним надо работать.

^ Методика диагностики аффективных следов

1. Методика свободных или словесных ассоциаций, предложенная Юнгом. Человек заранее составляет список ключевых слов, связанных с аффектом, вставляет среди других, нейтральных. И мгновенно говорит ассоциации на эти слова. Аффект эту типовую ассоциацию нарушает.

Комплекс стремится не только раскрыть, но и скрыть себя. И наш аффективный след нас учит скрывать себя. И мы можем называть типовые ассоциацию.

2. Лурия А. Р. Работа 20-х годов. В 30-х годах была издана за границей «Методика сопряженных моторных реакций». Лурия использует и метод Юнга - речевые ассоциации, речевой ответ на слова. Одновременно ответ тела, руки, двигательная реакция. Если аффективный след есть, если он речевую ассоциацию не вызывает, то он нарушает движения руки. Рука не только выдает человека, сколько было попыток сказать. Все это происходит почти мгновенно, рука попытку скрыть аффект выдает. Детектор лжи или полиграф. Лурия и его методика использовались для юридической практики. Для следователя она необходима и не имеет никакого отношения для судьи. Потому, что у человека может быть, а может и не быть причины преступления. Она может быть фантастической, вымышленной.

^ Эмоции вообще (социальные эмоции)

Собственные эмоции или эмоции в узком смысле. Разнообразие социальных эмоций необычайно. Чем же сходны и различны с аффектом?

Ситуативность. Они тоже ситуативны, связаны с какой-то конкретной ситуацией. Чтобы пережить эмоцию не обязательно быть в ситуации. Они связаны с представлением о ситуации. Эмоция имеет идеомоторный характер. Простейший пример реакций. Николай Ростов («Война и мир») боялся, что его охватит страх на поле боя. Предвосхищение страха - это эмоция. Тревога, тревожность -предвосхищение опасности. И тогда мы сразу выделим два вида тревожности.

  1. Ситуативная тревожность. Связана с реальной опасностью, с ее предвосхищением. Спортсмены, парашютисты. Был замечательный человек Федор Дмитриевич Горбов - медик, отбиравший космонавтов. Он хотел, чтобы полетел такой человек, которого не сломала бы слава. Он был с абсолютным отсутствием ситуативной тревоги - Ю.А. Гагарин.

  2. Индивидуальная или личностная тревога. Тревожность - это индивидуальная черта человека. Невротическая. Источник тревоги может быть и вымышленным. Реальной опасности нет. Может быть связана с комплексом и неверным защитным механизмом, временно снимающим тревогу, но не устраняющим причины.

1-й источник боязни - утрата любимого объекта.

2-й - боязнь утраты любви со стороны этого объекта.

3-й - боязнь утраты себя или части себя (часть джемсовского Я).

4-й - боязнь утраты любви к себе. Это наиболее опасный источник. Печаль и меланхолия.

3. Тревожность в Гештальттерапии.

Источник тревоги - это необоснованное забегание вперед - Фриц Перлз. Скованное дыхание. Перлз считает, что источник комплексов надо искать не в прошлом, как у Фрейда, и не в будущем, как у Адлера, а в непонимании своих настоящих, происходящих сейчас, подлинных переживаниях. Пример, классный журнал. Если человек пытается понять настоящие переживания, появится волнение, взволнованность объектом, подлинный интерес к объекту. Есть тревога об автобусе -загляни в фон, на людей, которые стоят рядом. Это напрямую связано с любовью Достоевского к своей эпилепсии. (Суть про защитные механизмы - дополнительно).

  1. Карл Роджерс тоже говорит о тревожности. Тревожность - это боязнь утраты образа Я, представления о себе, и одновременно, признак необходимости изменить свое представление. У каждого есть представление о себе. И оно может быть неверным. Тревога - это признак того, что представление неверно. И чтобы снять тревогу, надо изменить себя. Гуманистическая психология рассматривает тревогу происходящим событием даже не с телом, а в сознании. Ваша неприязнь к бомжу - это ваша проблема. Это тормоз личностного развития. Это признак того, что надо изменить представление о себе.

  2. Фрустрация - это негативное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленной цели. Ее не изучают как таковую. Каковы реакции на фрустрацию? В курсе Левина, а ее исполнение провела его ученица Тамара Дембо.

У испытуемого 10 колец, которые он набрасывает на штыри. Кольца надо бросать до тех пор, пока все не попадут в цель. Это невозможно. Два барьера - внешний и внутренний. Круг, за который нельзя выходить, круг внешний сохраняет ситуацию, как важную для субъекта. Внешний барьер появился тогда, когда испытуемый принял эту ситуацию на себя, согласился участвовать в ней; Тогда опыт показывает, что первая реакция на фрустрацию - это агрессия, гнев. Прямая и косвенная агрессия. Прямая связана с условиями опыта. Косвенная - человек сдержал себя, но в другом месте она должна произойти. После гнева - регрессия. Снижение уровня реагирования. Эмоциональная регрессия - плач.

Регрессия так же бывает инструментальная или поведенческая, повторение шаблонных движений без результата, познавательная регрессия - снижение в мышлении. Мышление ребенка далеко не сразу является понятийным. Оно приходит к 7 - 8 годам. Вместо логики - интуиция. У Выготского комплексное мышление, допонятийное мышление ребенка - дошкольника. Это вид регрессии, когда я не решаю проблемы, а снижаюсь в своем решении

Различные варианты ухода: ушел, но не вышел из ситуации, от внутреннего барьера ушел, внешний остался.

Реакция рационализации - это попытка справиться, найти причину своей неудачи. Интересно, что здесь есть путь и позитивный. Реакция замещения - это попытка заменить исходную ситуацию подобной ситуацией

  1. по содержанию

  2. по степени сложности

3. связанной с теми же людьми

Если пойдет по этому пути, он докажет, что задача не решается, он поймет, что у него изучали. Реакция фантазирования. Попытка сделать барьер полупроницаемым. Изменение обстоятельств в фантазии. Герой «Белых ночей» мечтатель - подпольщик.

^ Чувства - личностные эмоции

Чувства — это устойчивое (т.е. внеситуативное) общественно и личностно значимое эмоциональное состояние, управляемое с помощью культурных (предметных, символических) средств.

Эмоции родственны аффектам и связаны с ситуацией, а чувства от ситуации не зависят. Мать рассердилась на ребенка. Она испытывает к нему любовь. Чувства не зависят от ситуации. Чувства -это пример высшей психической деятельности по Выготскому, а значит, оно всегда имеет средство. Оно предметно закреплено в символах - флаг и герб страны. Сходство Знака и Символа в том, что он что-то выражает. Знак нуждается в расшифровке. И тогда символ отличается от знака тем, что он ясен непосредственно, если он ясен вообще.

Пациент у терапевта с жалобой на тревожный сон - это символ проблемы для больного. А для терапевта это знак, который нужно расшифровать.

Чувство, как любое человеческое свойство построено из природного материала - из аффектов. И жрец в первобытном обществе создает чувства на страхе. Страх - это аффект. А священный страх -это чувство, ярость благородная - чувство.

У человека с личностной проблемой, основная проблема в том, что он не может выразить чувства, не может что-то почувствовать, но не по-человечески. На месте чувства у такого человека -аффект, он не личность, а нуждается в некоторой социальной помощи.

Таким культурным средством может быть не только вещь или предмет, но и человек, или группа людей.

Джугашвили возмущали плакальщицы на похоронах. Не понять, что они вызывают, не то аффект, не то чувства. Аффект - эмоции ситуативные, а чувства не ситуативные. На 9, 40 день надо об умершем вспомнить по-человечески. А ситуация изменилась. И эти средства должны быть внешними. И плакальщицы на похоронах - тоже такое средство.

Театр - это тоже средство для управления чувствами. Гамлет с помощью театра мстит королю за смерть отца. Чувства искусственны. «Человек начинается с плача по умершему».

Во всех психологиях: бихевиоризме, аналитической психологии сначала рассматриваются негативные ситуации. А затем для своего личностного развития обращаются к смешному. Обряд инициации связан со страхом, и в этих же обществах есть другой обряд - Карнавал. Это смех над тем, что на самом деле свято. Где люди нарочито издевались, нарушали нормы. Нормы трудно выполнять все время. Надо давать волю аффектам, они позволяют спустить пар. Это обряд критического испытания норм. У смеха есть очень важная функция. Работа Анри Бергсона «Смех». Он говорит, что смех - чисто человеческое чувство. Смех - это испытание стереотипа. Человек ведет себя стереотипно в новых ситуациях. В анекдоте, чтобы человек рассмеялся один раз - надо сменить контекст. Чтобы в современном обществе человек рассмеялся надо сменить контекст два раза.

Рисунки Херлуфа Битструпа - последовательность картинок.

  1. Попугай в кубрике у боцмана слушает разные слова.

  2. Боцман продает попугая старушке.

  3. Старушка слушает слова от попугая.

  4. Старушка в гостях произносит эти слова обществу.

Почему два этих обряда едины - Смех и Страх. Надо эти обряды различать. Место и время проведения. В жизни одно - в познании другое. Люди задают себе вопрос: «Что делать с эмоциями?».

В древнем обществе стоики сдерживали эмоции, сторонники Эпикура - развивали и т.д. Социальный индивид должен учиться управлять своей эмоциональной сферой и сдерживать. Личность должна свои эмоции максимально выражать, потому что чувства будут выражены тогда, когда будут выражены негативные, затем позитивные эмоции.

Возникает вопрос: «Избавляться от страсти или нет?» Избавляться надо от глупости, а страсти надо переживать, потому что за ними откроются подлинные собственные мотивы.

2.2.2. Определение воли и ее критерии

Вундт о волевом процессе: если это процесс (эмоциональный, аффективный) может быть субъектом задержан или приращен, то он становится волевым.

Если аффективный процесс завершится, он так же и останется аффективным. А если он закончится волевым усилием, он будет волевой. У волевого процесса есть объективная сторона, предметное представление, т.е. мотив. Есть субъективная сторона, связанная с чувствами, переживаниями - побудительная сторона мотива. Если у этого процесса один мотив, Вундт назовет этот процесс импульсивным. В наше время это не так.

Если два мотива, то волевому процессу должно что-то предшествовать. Т.о. надо выбирать, и процесс становится произвольным. Волевую регуляцию подробно изучал Джемс.

^ Джемс о волевой регуляции

Волевая регуляция раскрывается в двух своих особенностях.

  1. Способность сосредоточить внимание на каком-то предмете.

  2. Способность отвлечься от посторонних факторов.

Для личности главное - воля. В познании - главное внимание. Джемс рассуждает. Основное понятие Джемса - поток сознания. Он сопровождает все наши действия, он дает понять, что

выполняемые действия сопровождаются потоком сознания. Все действия, начиная - подъем с кровати - волевые.

Какое-то сознательное представление вдруг усилилось, и тогда делаем вывод, что воля связана с усилием сознательного представления. Они говорят - усиль сознательное представление.

^ Критерий воли и внимания



Критерий

Воля

Внимание

1 . Феноменальный или субъективный как сам испытуемый переживает

Осознанное, намеренное принятие решения о действии

Ясное и отчетливое восприятие, перцепция. Апперцепция -"- или психологическое усилие.

2. Продуктивный или исполнительный

Продолжения действия при встрече с препятствием

Работа без ошибок. Продукт.

3. Внешние телесные выражения

Текущий контроль отдельных параметров выполняемого движения. Каждый параметр контролируется.

Все параметры ориентировочного рефлекса. Наличие мышечного усилия, напряжение. Иногда это ясно связано с сосредоточением в позе.

Это структурный подход к воле. Он необходим в различных областях и имеет недостатки» Функциональный подход - для чего, в каких ситуациях необходима волевая регуляция. Упражнения из Джемса по воспитанию воли Любая деятельность, любая жизнь есть взаимодействие субъекта с объектом.




П, С - субъекты

П - простой субъект - у него один мотив

С - сложный - два мотива


Автор методики Келли. Эта методика позволяет измерить сложность субъекта. Сложность у него называется познавательная или когнитивная. У каждого человека есть способы оценки других людей. Если их все выделить, описать критерии, может оказаться, что когда человек говорит, то критериев у него много, а в действительных ситуациях меньше - их и надо принимать. Окажется, что этих критериев два: нравится - не нравится. Добро - зло, то, что нравится и то, что не нравится. В чем состоит работа Келли?

Когнитивная терапия. Конструкт - критерий. На данном языке, в чем проблема человека? Человек никак не может разделить два критерия. Возникает когнитивный диссонанс. Первые психологи в Москве опирались на структуру Келли.

Жалоба на мужа в семейной консультации.

- Мой муж груб. (Два конструкта: 1. эмоциональная оценка - нравится - не нравится. 2. груб -вежлив).

Эта процедура глубоко уникальна и индивидуальна. Их надо помочь расчленить 1 и 2. суть разговора в том, чтобы определиться в эмоциональном отношении - нравится - не нравится. Открытие возникает тогда, когда человек принимает решение - Да. Рядом стоит вежлив или груб. Суть вопроса такова, что я могу сделать, чтобы человек, который мне нравится, мне не грубил.

А теперь мы обращаемся к слову «мир». Легкий мир - не содержит препятствий для

реализации мотивов субъекта. Трудный мир - содержит эти препятствия.

Рисунок 4.

НП







опр А Л прк


  1. НП - непроизво, упроцессы, волевой регуляции нет.
    Мир без препятствии и мотив - 1

  2. ПРР - произвольная регуляция деятельности. Мир трудный, мотив 1.

  3. ОПР - осознанное принятие решения. Мир без препятствий, мотива - 2.

  4. ПРК - преобразование конфликтных ситуаций. Мир трудный, мотивов 2.

В конечном итоге - СТ, и человек научится и там себя вести. Джемс говорит - высшее развитие воли - это отказ от нее. Когда воля будет развитой, появятся процессы ПП - послепроизвольные, после того, как произвольность уже обеспечена. После того возник полный контроль, замечание всех препятствий, отказ от Я, важен процесс, действую ради процесса, и мне важно, что мною этот процесс совершается. Психолог Лин называет такие состояния аутолинические - самоцельные. Мир стал легким, потому что я его уже освоил полностью. У субъекта нет выбора - быть или не быть. Пример -святой или свободный человек.

Простой субъект попал в трудный мир. Столкнулся с препятствием. Невротики нас не интересуют, так как, совершая усилие по исправлению своего симптома, ему станет хуже. Обычному П надо задержать естественный процесс (возникло Т), совершить произвольную регуляцию деятельности. Задержку естественного процесса.

Зачем два слова - произвольная и волевая регуляция? Произвольная - безусловное наличие потребности или мотива, природно-данная потребность. Его потребность побуждает действовать и трудно задержать этот процесс. Волевая регуляция проявляется тогда, когда потребности действовать либо нет, либо она недостаточно интенсивна. Здесь нужно развитие воли. Конечно, французские авторы говорят об усилии. По теории Выготского, произвольность - свойство любой психической функции. Выготский здесь сместил акценты. Не только усилие предполагает произвольность, но и наличие средств. Произвольность, как результат освоения средств.

Здесь, в этой ситуации, простому человеку надо посоветовать терпеть. Терпи, и препятствие, может быть, исчезнет (терпи, работай, бессмысленная работа). На самом деле не исчезнет.

Теперь на его место ставим сложного субъекта, который попадает в легкий мир, в котором проблем нет. Здесь два мотива - Я знаю, что мне надо делать и делать этого я не хочу. Осознанное принятие решения, надо выбрать и исследовать его. Мы, в данном случае, оказываемся в области этики. Надо сделать выбор - истинно или ложно поступить. Основанием для выбора является мораль, моральные ценности - Этика. Подлинные ценности (условия) необходимы для выполнения деятельности, а мнимые - излишни.

Пример из Тарковского - для того, чтобы понять подлинность какого-то приема поведения, надо использовать какое-то техническое средство. Мотив кино - запечатлеть время, чтобы кто-то посмотрел, что было ранее. Как изобразить, сделать кино искусством, чтобы оно отражало жизнь? Как отразить события? Кино было немым. Мир еще и звучит. Режиссер Довженко «Земля». Эпизод - один человек стреляет в другого, и он падает. Видим два кадра. 1. - человек с пистолетом - дымок; 2. -человек упал. Не хватает выстрела, тогда Довженко параллельным монтажом вставляет один кадр -пасущиеся кони вскинули гривы, упал человек. Тарковский продолжает - в немом кино была открыта техника параллельного монтажа. Смена контекста. Общий прием - стимуляция творчества. В начале фильма горит свеча - остается дымок, на наших глазах он превращается в дым паровозной трубы. Необходимо понять разницу между «можно» и «нельзя». В звуковом кино этот прием излишний. Это уже не кино, а цирк. Событие не будет отражено верно. Оно будет просто показано, чтобы его смотрели. Этот прием лишний для правдивого изображения реальности.

Предположим, С - Т - преобразование или переосмысление конфликтных критических ситуаций. ПРК можно заменить творческой задачей. К такой задаче или проблеме надо прийти. Если он сталкивается, возвращается в С - Л и проверяет, а не мнимая ли это проблема? Тогда он возвращается к этой проблеме. Пять уровней возможных проблем:

  1. Уровень клише, уровень типовых ситуаций.

  2. Уровень социальных игр, где правила неопределенные и уровень надо менять. Уровень тупика. Негативный аспект - это барьер. А барьер - источник реакции - агрессия, регрессия, уход. Позитивный аспект тупика - полный отказ от социальных игр. В прошлом опыте нет средств для решения творческих задач.

  3. Внутренний взрыв. Закрыл глаза, в себя заглянул, а там изменение структуры мотивов - переструктурирование.

  4. Преобразование ситуации - решение задачи.

Есть старинная притча о девушке и жестоком парне. Царь принуждает ее выйти за него замуж. Хитрец, глупец - и подлец одновременно - положил два черных камня. Не надо менять условия, надо всмотреться - там есть фигура и фон. Фон сразу сделал решение, фигура - посторонний фактор. В фоне содержится решение. Если тупик не преодолим - это жертвенность. Да будет воля твоя на Земле как на Небе. Это уже отказ от воли. Здесь воля уже не нужна.


9968682044492950.html
9968890520053545.html
9968948644797818.html
9968999535069117.html
9969138146123697.html