Электронная коммерция, электронный бизнес - Планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния...

^ Электронная коммерция, электронный бизнес

В данном модуле рассматриваются основные понятия электронного бизнеса и модели электронной коммерции, как формы бизнес-сделок с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Показаны типы формирующегося глобального электронного рынка, а также особенности электронных деловых операций и взаимоотношений участников на нем. Даются определения принципов внедрения электронного бизнеса, а также составляющих комплекса электронного маркетинга, электронной оплаты товаров (услуг). Отдельно выделены такие критически важные факторы ведения бизнеса в электронном формате, как юридические условия безопасности и нерасторжимости электронной сделки в условиях РФ и технологические принципы построения веб-сервисов и их взаимодействие с программами внутренней автоматизации предприятия.

Под электронным бизнесом мы будем понимать все формы электронной деловой активности компании, которые включают как отношения внутри самой компании, так и деловые взаимоотношения между компаниями, отношения компании с государством и конечными потребителями его товаров и услуг. В постиндустриальную эру предприятия, стремящиеся соответствовать глобальным изменениям рынкам, обращаются к моделям бизнеса, построенным с учетом применения информационных технологий и автоматизированных систем, построенным на их основе. В общем определении, электронный бизнес – это реализация основных бизнес-процессов при помощи электронных технологий. Электронный бизнес – это технологическая составляющая деловой активности: разработка и выпуск продукта, получение поставок, управление рисками, финансами, персоналом, распределение информации, выполнение заказов (предоставление услуг).

Под электронной торговлей понимают предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием сетей общего доступа, корпоративных сетей, а также электронного обмена документами. В общем определении, электронная коммерция – это любые формы деловых сделок, которые проводятся с помощью компьютерных сетей, та часть делового процесса, в которую непосредственно вовлечен потребитель.

Третьей составляющей выступает электронный маркетинг, как часть маркетинговой деятельности на электронных рынках. В процессе реализации такой деятельности формируется новая экономика, как форма обеспечения коммерческих предприятий традиционной экономики новыми инструментами управления информацией для повышения эффективности их бизнеса. А рассматривая более широко, также обеспечение новых потребностей, возникших в результате появления новых видов услуг.

Как следствие, результаты такой деловой активности существенно зависят от выбранных к использованию технологий электронной доставки, обработки, хранения и анализа информации. Поэтому экономика, вновь формирующаяся с внедрением электронного бизнеса, электронной коммерции и маркетинга на электронных рынках - это экономика управления знаниями, - накопления, обработки и использования знаний, сориентированная на удовлетворение индивидуальных потребностей потребителя товара (услуги) и обслуживающая его персонализировано, где бы он не находился и когда бы ни пожелал. Практическая реализация этой задачи требует обеспечения бизнеса адекватными инструментами автоматизированного управления информацией, получаемой из любой точки земного шара 24 часа в сутки 365 дней в году. Информационно-коммуникационные технологии при этом не только обеспечивают доступ к информации, но и становятся основой функционирования для бизнеса.

Можно выделить наиболее существенные моменты являющимися предпосылками электронного бизнеса. Электронный бизнес имеет четыре основных этапа использования: маркетинг, производство, продажи и платежи. Торговые операции и маркетинг, коммерция, совершаемые в электронной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, постепенно приобретают стратегическое значение для конкурентоспособности предприятий все большего числа отраслей и становятся критичным для успеха и скорости их бизнеса в целом. Данная форма бизнеса сформировалась как результат глобального развития информационных технологий в постиндустриальную эру. Ключевой особенностью глобализации деловых процессов электронного бизнеса является активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью быстрейшего и большего создания прибыли. Таким образом, ключевыми признаками внедрения электронного бизнеса является:

Бизнес деятельность, основанная на использовании ИКТ

Глобализация

Интерактивность

ИКТ становится средой коммерции

Бизнес, построенный на удержание потребителя

Главенство интеллектуального капитала

Альянсы предприятий, формируемые для противостояния гиперконкуренции

Ускорение бизнеса

Степень использования ИКТ и систем служит мерой, по которой бизнес может считаться электронным. Обороты электронного рынка лавинообразно возрастают последние годы. В Госдуме РФ были представлены данные, указывающие на то, что годовой оборот российского рынка электронной торговли составил 662 млн. долл. в 2004 г. и должен вырасти до 1 млрд. долл. в 2005 году. По неофициальным экспертным оценкам (отчет Национальной ассоциации участников электронной торговли, НАУЭТ) только за 2004 год, объем рынка электронной торговли в России составил более 3 млрд долл.

Преимущества электронной коммерции, проявляющиеся в снижении затрат на организацию и поддержание инфраструктуры бизнеса, на обслуживание становятся конкурентными преимуществами электронных компании и позволяют снижать издержки, формируя более низкие цены. Уменьшение времени оформление и выполнение заказа, возможность непрерывного контроля прохождения заказа 24 часа в сутки как компанией, так и потребителем и персонализация клиента формируют интерактивные возможности для использования электронного маркетинга и расширяют рынок сбыта до глобального и создают новые направления для бизнеса. Трансформация форм классического бизнеса к электронному привела к возникновению трех основных моделей рынка, существующих, в настоящее время, одновременно: производителя, посредника и потребителя. Рассмотрим данные модели подробнее.

В модели электронного бизнеса, ориентированного на производителя именно производитель определяет какой товар выпустить, в каком количестве, где, кому и в какой форме предложить, по какой цене. Примерами таких компаний, в настоящее время, можно считать, например, фармацевтические, компьютерные компании. Ключевыми индикаторами предприятий, которые следует учитывать при выходе электронной компании на такой рынок являются производительность, оборот фондов и эффективность капитала. Поддержка информационных технологий данной модели осуществляется внедрением систем планирования ресурсов предприятия.

Модель электронного бизнеса, ориентированная на посредника. Примерами таких компаний, в настоящее время, можно считать, например, такие компании, как сети ресторанов быстрого питания McDonald’s, компании дистрибуции в туризме и др. Характерной чертой данной модели является то, что посредники сосредотачивают всю информацию о потребителях, что позволяет им диктовать производителю, что и в каких количествах выпускать. Поддержка информационных технологий данной модели осуществляется внедрением систем поддержки канала, распределения, расположения ресурсов.

Модель электронного бизнеса, ориентированная на потребителя. Данная модель используется, когда использование ИКТ и глобальной сети достигает уровня, когда потребитель получает доступ к информации о производимых товарах, что позволяет ему диктовать характеристики, комплектацию, и даже цены производимого товара. Примерами таких компаний, в настоящее время, можно считать компании, функционирующие на интерактивном рынке, сообщества добавленной стоимости. Характерной чертой такого взаимодействия является возрастающее влияние средств массовой информации, формирующих образ товара (услуги), а также интерактивность. Потребитель становится инициатором коммуникации с производителем, формируя новый интерактивный электронный рынок.

Глобальная конкуренция, формирование баз данных о покупателях и ценах, сегментация сетевых клиентов по уровню дохода, появление глобальных брэндов и глобальных сетей являются признаками электронного бизнеса. В результате, одним из наиболее существенных движущих факторов формирования электронного рынка становится выход бизнеса за пределы национальных границ и формирование системы коммуникаций, когда интерактивной информационные технологии из средств автоматизации превращаются в среду развития бизнеса в целом.

Постепенное сокращение прибылей традиционных компаний, вынуждает их интенсифицировать бизнес-процессы, ведет к созданию сети бизнес-структур и интеграции информационных технологий. Компании вынуждены менять программное обеспечение, используемое для ведения бизнеса и делать электронные технологии основой всех бизнес-процессов. Новые закономерности бизнеса в условиях развитой инфраструктуры ИКТ и систем автоматизации требуют предусмотреть системы, которые позволили бы стратегии нового бизнеса работать эффективно. Различают три шага перехода компании к ведению бизнеса в электронном формате:

Компания производит и распределяет товары по традиционным каналам

Традиционный бизнес с интеграцией деловой активности в Интернет

Электронный бизнес с поставкой и распределением по электронным каналам

Две ключевые особенности непосредственно влияют на достижение успеха в электронном формате: практическая инновация и значение для бизнеса. Новые принципы – главные операции для действующего бизнеса. Разумное экспериментирование: новый процесс необязательно важные для бизнеса – в случае неудачи бизнес выживает. Операционное превосходство: высокая значимость относительно уже существующей практики. Стратегии прорыва: высокая степень важности относительно новой инициативы. Ключевым фактором готовности компании служит переоценка стоимости самого бизнеса. Одним из принципиальных этапов подготовки компании является трансформация деловых взаимоотношений внутри самой компании. Лидеры компаний с действующей сетью должны перестроить свою деятельность для работы в среде, в которой многочисленные возможности способны погубить любую стратегию, а ставки и темп бизнеса не позволяет допускать погрешностей.

^ Традиционная компания

Электронная компания

Жесткое администрирование сверху вниз

Параллельные процессы на основе собственного примера и партнерства

Сосредоточение: на стратегии

Сосредоточение: на исполнении

Ограничение: в деньгах

Ограничение: во времени

Неопределенность: не терпит

Неопределенность: уживается

Последовательность в выполнении действий

Параллельное решение одновременно несколько задач

Долгосрочные проекты

Краткосрочные проекты

Основа изменения: рынок

Основа изменения: клиент

Готовность к электронному бизнесу требует наличия новой инфраструктуры компании. Она охватывает технологическую платформу, охватывающую все предприятие и построенную на единых стандартах. Без них процесс внедрения инноваций становится конкурентоспособным и безопасным. Фундаментальные технологии включают системы безопасности баз данных. Базы данных являются источником управленческой информации. Средства развития позволяют сформировать динамичную сетевую готовность, трансформирующие сетевые приложения под меняющиеся цели бизнеса. В процессе внедрения компания проходит последовательно несколько фаз интеграции в электронный бизнес:

Информационные цели

Интерактивная витрина

Электронная коммерция

Интеграция с бизнес-процессами предприятия

Совместный бизнес

Мобильный бизнес (м-бизнес)

В экономике изменения привели к трансформации бизнеса от господства производителя к господству потребителя, от массового производства – к изготовлению на заказ, от ценности материальных активов – к ценности информации. Примерами трансформации бизнеса могут служить автомобильная и компьютерная отрасли. Переход компании к ведению электронного бизнеса сопровождается перераспределением производственных издержек и ускорение всех процессов с целью ориентации их на потребителя. Границы рынка расширяются до национального или глобального; снижаются административные и накладные расходы; достигается узкая специализация; происходит ускорение бизнес-процессов и ориентация их на потребителя. На основе критерия спроса на товар сложилась следующая классификация применяемых моделей организации электронной коммерции: электронный магазин (превалирующий критерий - спрос на товар), электронный каталог (критерий – широкий ассортимент), электронный аукцион (критерий – демонстрация товара), электронный универмаг (критерий – представление товарного брэнда), виртуальное сообщество (критерий – формирование групп по интересам) . На основе классификации предоставляемых услуг принято выделять следующих поставщиков: поставщики технологической услуг (применяется в системах электронных платежей, доставки) , консалтинга (управления, маркетинга, рекрутинга), информационные брокеры (посредники) , поставщики исследовательских услуг.


Электронный бизнес осуществляется на нескольких основных типах рынков:

организации осуществляют продажи друг другу (бизнес для бизнеса, B2B)

организации продают товары и услуги индивидуальным потребителям (бизнес для потребителя, B2C)

потребители продают товары и услуги друг другу (потребитель для потребителя, C2C)

государственные органы предоставляют необходимые услуги потребителю (государство для потребителя и компаний, G2E)

происходит взаимодействие бизнеса и государственных структур (бизнес для государства, B2G)

Рассмотрим подробнее первые два из них.

^ Модель бизнес-бизнесу (В2В) является основной моделью сетевого бизнеса, в котором в качестве субъектов коммерции выступают предприятия и организации, образованные в форме юридических лиц. Она объединяет компании межкорпоративного рынка. К этой категории относят Интернет-биржи, компании производители оборудования и сырья для другого бизнеса, отраслевые электронные площадки: напр., www.metalsrussia.com, www.depo.ru, www.emetex.ru, www.faktura.ru и др. Особую роль играют электронные торговые площадки, которые развиваются как узкоспециализированные, так и межотраслевые, формируя как вертикальные, так и горизонтальные сообщества. В электронной коммерции такие модели реализуют:

Веб-витрины товаров и услуг

Электронные виртуальные рынки (отраслевое сообщество)

Торгово-закупочные площадки поставщиков

Межотраслевые порталы

Электронные аукционы бизнес-бизнесу

Электронные биржи

Основные сложности реализации:

Отсутствие эффективной бизнес модели

Недостаточная подготовка участников рынка к электронной коммерции

Обеспечение удобства пользования системой (классификаторы товаров, реестры поставщиков и заказчиков)

Придание документу юридической силы и надежная идентификация пользователя (отсутствие электронной цифровой подписи)

Соблюдение конфиденциальности (стойкая криптография и шифрование данных)

Обеспечение устойчивого Интернета доступа у всех поставщиков и заказчиков организации

^ Модель бизнес-потребителю (B2C) описывает бизнес, ориентированный на конечных потребителей. В данном секторе электронной коммерции взаимодействие осуществляется между предприятиями (юридическими лицами) и частными потребителями (физическими лицами). К данной категории относят Интернет-магазины, платные сервисы, консалтинговые и информационные услуги. В электронной коммерции такие модели реализуют, например, веб-витрины, розничная электронная торговля, продажа on-line услуг, торговля по е-каталогам, а также специфическая электронная форма - обратные электронные аукционы (C2B).


Какие товары наиболее эффективно продвигают в рамках данной модели:

Автомобили

Недвижимость

Сложная бытовая техника

Компьютерная и офисная техника

Книги, мобильный контент

Услуги кредитных и инвестиционных организаций

Юридические услуги

Медицинские услуги

Туристские услуги и бронирование

Товары и услуги класса премиум

Комплексное исследование данного сегмента (B2C) российской интернет-торговли за первое полугодие 2005 года, проведенное CNews Analytics и НАУЭТ, дало оценку общего объема онлайновой торговли в сегменте B2C в $385 млн. с прогнозом на весь 2005 год в обьеме $770 млн. Целевые группы для данной модели: общение, развлечения, учебная информация - учащиеся 14-23 лет; сайты новостей, специализированные сайты - офисные работники 24-44 лет; cтаршая группа 45-54 лет.

Основные сложности реализации:

низкий уровень использования пластиковых карт для сетевых платежей в Рунете из-за нерешенных в полной мере проблем безопасности и законодательного регулирования дистанционных сделок

значительные рекламные затраты на продвижение и обеспечение узнаваемости веб-сайта

создание механизмов мотивации покупателей для совершения покупок

обеспечение комплексного удобства пользования интернет-магазином (поиск, заказ, оплата, кредит, уровень сервиса клиентской службы)

обеспечение надежной системы логистики

отсутствие механизмов страхования рисков

отсутствие доступа к Интернет у потенциальных покупателей

Среди пяти лучших примеров реализации сервиса можно выделить: www.ultracomp.ru (компьютеры, комплектующие и программное обеспечение), www.003.ru (торговля бытовой техникой), www.avtomarket.ru (автомобили и запчасти), www.ozon.ru (книги, компакт-диски), www.avantix.ru (туризм, билеты, услуги).

Под секторами бизнес для правительства понимают взаимодействие организаций (юридических лиц) и потребителей (физических лиц) с государственными учреждениями. К данным типам относят правительственные порталы, муниципальные представительства, отраслевые порталы на которых государственные органы предоставляют организациям и гражданам необходимые услуги и информацию (услуги электронного правительства), информируют потребителей о работе администрации, а также реализуют сервисы правительственных закупок не требующих проведения конкурсов и электронные аукционы. Среди проблем данного сектора сервисов можно выделить:

соблюдение сроков и требований к проведению закупок

использование классификаторов товаров, реестров поставщиков и заказчиков

идентификация пользователя и придания документу юридической силы (проблема электронной цифровой подписи и регистрации)

соблюдение конфиденциальности (шифрование) отсутствие адекватной нормативно-правовой базы

обеспечение возможности подачи предложений в традиционном виде

отсутствие механизмов страхования рисков

недостаточное проникновение Интернет обеспечение стабильного сетевого доступа у всех поставщиков

Психологическое разделение потребителей приводит к разделению сетевых и традиционных покупателей и продавцов. Сетевые клиенты имеют больший доступ к получению и анализу информации и интенсивно обмениваются полученной информацией с сообществом. Их мнение и взаимодействие формирует отдельную подгруппу сетевого бизнеса, формирующего новую высоко конкурентную среду - веб становится определяющим внешним источником информации непосредственно перед заключением электронной сделки. Постоянный мониторинг позволяет электронному предприятии сформировать внешние потоки нормативной информации, информации о коньюктуре рынка, конкурентах, потребителях, поставщиках, а также информацию о финансовой деятельности собственной компании и ближайших контрагентах по сообществу.

Построение успешно функционирующих систем электронного бизнеса строится на высокой степени интеграции внутренних процессов с внешней экономической средой и включает:

Полное использование сетевых возможностей коммерции в электронном бизнесе

Интеграцию преимуществ Веб с целью перераспределения игроков на рынке

Оперативную трансформацию к изменению рынка

Ключевым фактором готовности малой и средней компании к ведению бизнеса в электронном формате и электронной коммерции является стандартизация бизнес-процессов с внешней и внутренней инфраструктурой.

Рекомендуемая литература

Холмогоров В., Интернет-маркетинг. Краткий курс, СПб, Питер, 2001

Электронная коммерция. B2B-программирование, СПб, BHV, 2001

Соколова А.Н., Геращенко Н.И., Электронная коммерция: мировой и российский опыт, М, Открытые Системы, 2000

Голдовский И.М., Безопасность платежей в Интернете, СПб, Питер, 2001

Эймор Д,, Электронный бизнес. Эволюция и революция, М, Вильямс, 2001

Пейтел К., МакКартни М., Секреты успеха в электронном бизнесе, СПб, Питер, 2002

Бьюмонт Д.Р., Информационные технологии в бизнесе, СПб, Питер, 2002

^ Интернет ресурсы

Информационно-консалтинговый центр по электронному бизнесу
www.e-commerce.ru

Журнал iBusiness
www.ibusiness.ru

Центр развития Интернет-бизнеса
www.e-management.ru

Реестр УФО (Уполномоченный федеральный орган)
www.reestr-pki.voskhod.ru

Сайт с материалами по менеджменту. Учебники, статьи, полнотекстовые архивы некоторых Российских журналов до 2002 г.
www.cfin.ru

Портал по статистическим методам. Учебники, статьи и материалы практической направленности.
www.statsoft.ru

Электронная библиотека школы продаж Деревицкого. http://dere.com.ua/library/biblio.shtml

Маркетинговый портал. Точка информационного обмена для систематизации опыта маркетологов, которая в последствии может стать началом школы отечественного маркетинга
www.4p.com.ua

Сайт Международной маркетинговой группы с Украины. Статьи, новости, обзор украинских рынков.
www.marketing-ua.com

Прямое стимулирование продаж. Подборка статей, посвященных теории и практике BTL.
www.btl.ru

9985446315828390.html
9985607257484870.html
9985661755578674.html
9985735076867680.html
9985832011970749.html