Отчет о результатах самообследования деятельности Томского сельскохозяйственного института филиала фгоу впо новосибирский государственный аграрный университет Томск 2006 - страница 4

^ 4. Содержание подготовки специалистов 4.1 Соответствие разработанных ПрОП и учебно-методической документации требованиям ГОС
Основные образовательные программы (ООП) по всем специальностям разработаны на основании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 2000 года. Их состав сформирован в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2000 г. № 14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» и включает в себя:

Учебные планы специальностей утверждаются на Ученом совете института, программы дисциплин и видов практик – на учебно-методических советах факультетов.

Анализ ООП позволяет сделать вывод о том, что учебные планы специальностей ВПО соответствуют требованиям ГОС. Так, в учебных планах нормативным является бюджет времени, отводимый на теоретическое обучение в целом, экзаменационные сессии, итоговую аттестацию и дипломное проектирование, практики, каникулы.

В августе 2006 года учебные планы института прошли консалтинговую проверку на соответствие требованиям ГОС в Информационно-методическом центре по аккредитации (г. Шахты) без существенных замечаний.

Изменения, имеющиеся в учебных планах, соответствуют допускам, предусмотренным примечанием к ГОС, и обеспечивают наиболее полное приближение учебных планов к особенностям образовательных программ сельскохозяйственного профиля.

Сроки подготовки по очной и заочной формам обучения, продолжительность теоретического курса, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, каникул; объем недельной аудиторной и внеаудиторной нагрузки соответствует требованиям ГОС. Максимальный объём учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, составляет 54 часа в неделю в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Объём обязательных аудиторных занятий не превышает в среднем 27 часов в неделю (в указанный объём не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам). Соотношение объема аудиторной нагрузки к объему самостоятельной работы студентов не превышает 50%. Количество экзаменов не превышает 5 единиц в год, общее единиц контроля – не превышает 21 единицу в год.

Названия дисциплин федеральной компоненты в точности соответствуют именованиям по ГОС. Отклонение часов между циклами не превышает 5 %. Внутри циклов по блокам федеральной, национально-региональной компонент и компоненты по выбору соблюдается соответствующее процентное соотношения. Обеспечена логическая последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам обучения. При этом расширен перечень специальных дисциплин, с учетом потребностей практики и специфики работы будущих специалистов по каждой специализации. Таким образом, обеспечивается целостность профессиональной подготовки посредством преемственности и интеграции образовательных программ. Проведена унификация блоков дисциплин – гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и отдельных общепрофессиональных дисциплин родственных специальностей для формирования лекционных потоков.

Для всех специальностей обучения в институте в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин входят философия, иностранный язык, культурология, история, правоведение, социология, политология, психология и педагогика, экономика и физическая культура общим объёмом 1800 часов. Совокупность дисциплин естественнонаучного цикла представляет собой единый комплекс наук о нашей планете, природе и месте в ней человека. В этой связи изучение математики, информатики, физики, химии, концепций современного естествознания, основы экологии и БЖД признано обязательным для всех специальностей обучения.

Национально-региональная компонента циклов ГСЭ и ЕН представляет собой комплекс дисциплин, рекомендованных вузом: "История Сибири", "Региональная экономика", "Региональные обеспеченности почв", "Природоохранное законодательство" и другие.

Во всех учебных планах в каждый блок дисциплин включены дисциплины по выбору слушателей. Наименования элективных дисциплин компоненты по выбору не дублируют наименования федеральной компоненты. Содержание и объём элективных курсов определены по взаимосогласованию с выпускающими кафедрами, а также с кафедрами гуманитарных, социально-экономических, математических и естественных наук. Наличие элективных курсов позволяет включить в учебный процесс предметы, формирующие мировоззрение студентов, расширяющие их общекультурный уровень, а также навыки критического анализа как общенаучных, так и профессионально ориентированных ситуаций. Предметы по выбору естественнонаучной направленности позволяют расширить общенаучную и математическую подготовку студентов, проявляющих способности к научной работе, облегчают им выбор направления в избранной научной области. Этим же целям служат элективные дисциплины в цикле дисциплин специализации, где наличие курсов по выбору позволяет обогатить содержание объективного образования региональными компонентами.

Общий объем каникулярного времени в учебный год составляет в среднем 6-11 недель, в том числе две недели в зимний период.

Учебные планы для заочного обучения соответствуют учебным планам очного обучения. В течение всего семестра студен­ты заочной формы обучения могут обращаться за консультациями к преподавате­лям, ведущим изучаемые курсы.

Учебные программы дисциплин разрабатываются преподавателями института в сотрудничестве с ведущими специалистами Новосибирского госагроуниверситета на основе ГОС и адаптированы к сельскохозяйственному профилю вуза. Все программы соответствуют дидактическим и количественным требованиям, предъявляемым к содержанию подготовки специалистов. В структуру программ включены: цели и задачи дисциплины, организационно-методические указания (формы обучения и контроля), содержание дисциплины (краткую тематическую характеристику), распределение учебного времени (для разных форм обучения), требования к итоговой государственной аттестации выпускников, перечень вопросов к зачетам и экзаменам, темы курсовых и выпускных квалификационных работ, тесты, рекомендована основная и дополнительная литература. Кроме подготовки учебных программ, в институте была проведена большая работа по разработке преподавателями кафедр учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебных планов. В состав комплекса включается: рабочая программа курса, учебно-методические разработки, методические указания по подготовке курсовых и дипломных работ, билеты к экзаменам и зачетам, программы стажировки. Состав учебно-методического комплекса дисциплины соответствует инструктивному письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.

На самостоятельную работу студентов отводится более 50% от объёма учебной нагрузки.

Рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов и нормы времени на их выполнение:

Формами текущего контроля за самостоятельной работой студентов являются: выборочный опрос, защита рефератов, расчетно-графических, курсовых работ, письменный опрос (контрольная работа), сдача коллоквиума и др.

Программы практик содержат Положение по практике, договоры с организациями и учреждениями, принимающими студентов-практикантов и график прохождения практики.

В организации обучения по учебным дисциплинам широко используются как традиционные, так и новые формы и методы обучения, такие как: лекционно-практические занятия, циклы непрерывных лабораторных работ, в которых каждая следующая работа является очередным шагом в изучении дисциплины, использование средств автоматизированных обучающих систем, выполнение индивидуальных творческих заданий и др. На кафедрах применяется форма обучения в виде научно-исследовательской работы студентов (НИРС), ориентированной на практическую деятельность, в которой участвуют более 13% студентов.

Тематика курсового и дипломного проектирования на большинстве профилирующих кафедр ориентирована (в зависимости от уровня подготовки студента) как на решение типовых задач, так и на решение индивидуальных задач творческого характера, как правило, с практической направленностью.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в институте, соответствуют профилю основных образовательных программ подготовки специалистов.

Учебные планы дополнительных образовательных программ реализуются через модульное изучение блоков дисциплин, рейтинговую систему контроля, а также включают прохождение слушателями итоговой стажировки, целью которой является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Таким образом, анализ профессионально-образовательных, в том числе рабочих программ, на основе которых в Томском сельхоз институте организован учебный процесс, их федеральный и региональный компонент (с учетом содержания и объёма часов), учебных планов по блокам дисциплин, тематического содержания и объёма каждого блока, а также практической подготовке, учебной нагрузке студентов показывает, что содержание образовательного процесса, уровень подготовки выпускников института соответствуют требованиям ГОС ВПО.

9973954820856364.html
9974021373342915.html
9974117730223490.html
9974376354241400.html
9974468788668465.html